Одесский портал - Виртуальная реальность Одессы. Практически всё о городе.


ГДЕ ПОБЫВАТЬ?
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ?

Улицы Одессы

Памяттники и скульптуры Одессы

Музеи Одессы

Театры Одессы

Культовые сооружения различных конфессий

Достопримечательности  Одессы

Пляжи Одессы

Зоопарк, дельфинарий, ипподром в Одессе

Базары Одессы

Горы Одессы

Парки Одессы

Мосты и мостики Одессы

Кладбища Одессы действующие, разрушенные и неучтённые

Районы Одессы

разделительная полоса

Один день в Одессе - успеть всё посмотреть

разделительная полоса

Продукция завода в Первой мировой войне;

разделительная полоса

полёт продолжается

разделительная полоса

наши славные крылья

разделительная полоса

Забытая
Одесская школа
военных лётчиков >>>>>

разделительная полоса

 

 

 

Музей Одесского авиационного завода

фарман-4На этой странице Вы можете совершить виртуальную экскурсию по музею Одесского авиационного завода, куда обычному человеку попасть практически невозможно.
История отечественной авиации начиналась именно здесь, на территории бывшего Стрельбищного поля, территории государственного предприятия «Одесский авиационный завод».

Чудаки, одержимые идеей полёта, встречались всегда и везде. С лёгкой улыбкой, вспоминая самодельные крылья предшественников, в начале ХХ века гордо взлетали европейские пилоты на новеньких самолётах, взирая с высоты (в прямом и переносном смысле) на отставших в этом вопросе граждан Российской империи.

Теоретические исследования Николая Егоровича Жуковского, Александра Федоровича Можайского были весьма ценны для развития воздухоплавания во всём мире, однако своих лётчиков в те годы в России не было.

первый публичный полёт в ОдессеПервый аэроклуб Российской империи был создан в Одессе 21 марта 1908 года по инициативе командующего войсками одесского военного округа генерала от кавалерии Каульбаса Александра Васильевича; курировал воздухоплавание российской империи его императорское превосходительство великий князь Александр Михайлович.

Вначале были воздушные шары. 29 июня 1908 полёт на воздушном шаре, доставленном из Парижа, совершили члены аэроклуба Н.И. Утешев и А.А. Ван дер Шкруф, а 25 июля 1908 года впервые поднялся в небо Одессы на воздушном шаре кумир Одессы и мечтатель Сергей Уточкин. Однажды полёт вместе с ним совершил писатель Александр Иванович Куприн (Куприн и Одесса), чей легендарный Сашка-музыкант стал таким же кумиром и символом Одессы, как и сам Сергей Уточкин.

Энтузиасты всё же хотели летать на самолётах. И в 1909 году собрали деньги и отправили человека во Францию купить аэроплан. Купили не самую лучшую модель — «Вуазьен» (Voisin): «этажерку»: взлетающую, летающую только по прямой и снижающуюся.
Вот снимок, когда этот аппарат «Вуазьен» принимается президентом аэроклуба и вице-президентом Артуром Анатрой.

Взлететь доверили Алексею Ван дер Шкруфу. Вот копия рекламного плаката здесь Алексей Алексеевич Ван дер Шкруф. Он закончил Петербургский политехнический институт. Его дальнейшая судьбы неизвестна.

При проведении пробного полёта Алексей Ван дер Шкруф потерпел неудачу — самолёт разбился. К сожалению, при взлёте не присутствовали ни официальные лица, ни журналисты. Поэтому полёт, пусть и неудачный, не был официально зафиксирован, и Россия всё ещё не могла считаться авиационной державой.
А хотелось быть.

Поэтому в городской управе и одесском аэроклубе было принято решение подобрать подходящего человека, отправить его во Францию (передовую на тот момент страну, где были школы для обучения пилотов, авиазаводы, мастерские). Таким человеком стал Михаил Ефимов, один из трёх братьев Ефимовых. Кстати, все трое были лётчиками и все трое погибли за Отечество.
Поехал Михаил Ефимов (средний брат) обучаться лётному делу на деньги одесского банкира Ксидиаса (здание Нацбанка на углу Дерибасовской и Ришельевской — это здание банка Ксидиаса, занимавшегося торговлей золотом, драгоценностями и т.д).

фарман-4Михаил Ефимов закончил в Мармелоне (примерно 7 км севернее Парижа, сейчас там проходят авиасалоны) школу братьев Фарман.
Ксидиас приобретает для него аэроплан «Форман-4». Эта машина уже могла поворачиваться, делать крены — самая серьёзная на тот момент модификация аэропланов братьев Фарман.

8 (21 по новому стилю) марта 1910 были осуществлены на беговом поле Одесского ипподрома 5 полётов Михаила Ефимова. Самостоятельно освоивший азы управления аэропланом Сергей Уточкин поднялся в воздух спустя неделю.

К этому времени президентом Одесского аэроклуба стал Артур Антонович Анатра (один из трёх сыновей Антонио Анатра, зерноторговца), банкир, предприниматель, один из богатейших людей Российской империи.
Его дед — Анджело Анатра — принимал участие в создании морского торгового порта в Одессе, а его дядя — Анджело Анджелович — был почётным гражданином Одессы, членом городской управы...
Артур Анатра закончил физико-математический факультет Новороссийского университета, увлекался воздухоплаванием. Это увлечение переросло в цель жизни.
Вкладывая свои деньги, Артур Анатра создаёт на Стрельбищном поле авиационную школу (первую частную школу Российской империи), и первые 10 гражданских лётчиков были выпускниками одесской школы.

генерал КованькоМногие судьбы первых лётчиков неизвестны. Поэтому на заводе родилась книга «Как из гнезда орлиного», где показаны 12 судеб первых авиаторов России, а стало быть, и Украины.
Многие «действующие лица» этой книги представлены в портретной галерее знаменитых лётчиков, просматривающейся из окон музея.
Первый в этом ряду — генерал Кованько, родом с Полтавщины. Поэтому государство Украина имеет право называться родиной отечественной авиации в масштабе Российской империи.

Гордость музея — диорама, созданная в содружестве с художником Анатолием Григорьевичем Кравченко: турецкая крепость; первая, кстати, в Украине, если брать по территориальному принципу, железная дорога; Воронцовский маяк; Ланжероновский спуск ... В стороне — памятник Пушкину; Городская Дума.
Запечатлён полёт Николая Костина над городом.
Диорама создавалась на основе серьёзной архивной работы, не просто, как фантазийная картинка, имеет историческое значение.

Диарама старой Одессы

«Вернёмся» на Стрельбищное поле. После знаменитого первого полёта Михаила Ефимова Артур Анатра понял, что стоять у истоков самолётостроения не только интересно, но и выгодно. Он принимает решение основать самолётостроительный завод.

20 мая 1912 года в Одессу прибывает его превосходительство великий князь Александр Михайлович с сыном Андреем. В этот день завод был освящён, и 1912 год стал считаться годом создания завода, хотя реально первый самолёт на заводе Анатра был построен гораздо раньше: Николай Костин до этого уже испытал «Арман-4», построенный в мастерских морского батальона.

вырезки из газет начала века и шлем лётчика К 1917-му году завод Анатра был самым крупным заводом Российской империи по выпуску аэропланов. Здесь была создана целая серия самолётов системы Анатра.
Самый большой по численности (было выпущено свыше 600 единиц) — «Анатра-Анасаль»; именно с него открывается выставка музея под открытым небом в Киеве. Что такое анасаль? Ана — анатра, саль — французский двигателестроитель. Этот самолёт-истребитель был первым оснащён пулемётом Льюиса для стрельбы через винт и в годы Первой мировой войны себя отлично зарекомендовал.

реклама завода АнатраВ годы Первой мировой войны, когда талантливый конструктор Дмитрий Павлович Григорович изобрёл «летающую лодку» (первый в истории авиации гидросамолет), первые 20 лодок было поручено делать заводу самолётов Анатра.

К 1917 году на заводе самолётов Анатра работало более 2500 рабочих, более 300 человек инженерно-технического состава. Сюда была проложена железная дорога, здесь был детский сад, трёхразовое горячее питание для рабочих.
В то время себестоимость изготовления одного аэроплана составляла около 7000 рублей, продавали их за 20-25 тысяч. Производительность завода в 1917 году составляла два самолёта в день.
Хоть и писали, что Мишка Япончик начинал трудовую деятельность при строительстве завода, но это не соответствует действительности. Он в то время сидел в тюрьме за то, что спалил жандармерию. В 1907 году его посадили, а вышел он только в 17-м, когда здесь действительно уже был завод.

Произошла революция. Артур Анатра поехал к Ленину, был принят им и получил положительную резолюцию на просьбе о выделении кредита на постройку самолётов и завода в Симферополе. Беспроцентного кредита. Ленин просил совнарком всячески ускорить это дело, но...
Анатра был вынужден с женой и сыном уже умершего к тому времени Сергея Исаевича Уточкина вылететь на личном самолёте во Францию. Там и теряются его следы... Есть неподтверждённые сведения, что в 1943 году Анатра застрелился.

Интересные совпадения.
Когда Серёжа Королёв жил в Одессе с отчимом и мамой, отчим, занимающийся портальными кранами, помог ему сделать свой планёр, а руководителем проекта был Константин Константинович Арцеулов (родной внук художника Айвазовского). Известная и неизвестная фамилия. Известная тем, что Константин Арцеулов был выдающимся лётчиком, впервые в истории мировой авиации совершившим преднамеренный штопор и вышедшим из него, но в годы гражданской войны прятался от Советской власти, чтобы не расстреляли, говорил, что не лётчик, работал планеристом — пацанов учил.
Сергей Королёв защищал проект своего планёра по адресу: улица Пушкинская, 29, 3-й этаж, 3-е окно слева. По стечению обстоятельств это был отеческий дом Артура Анатра.

Далее — стенд музея «Незаслуженно забытые». Каждый снимок на музейном стенде имеет свою историю.

Незаслуженно забытые

Вот грустные.
Бербека Александр Тихонович. Родом из Раздельной. Мало кто сейчас знает, что сигнал к Январскому восстанию подал именно Бербека. На самолёте «Вуазьен» он поднялся в небо, сбросил две бомбы и обстрелял гайдамаков в районе училища. В годы Гражданской войны Александр Тихонович был награждён двумя орденами Красного Знамени
Первый орден он получил за создание двух первых авиационных разведывательных отрядов молодой советской республики, второй — за борьбу с бандами Антонова.
Когда был учреждён орден Трудового Красного Знамени (вначале это был республиканский — для каждой республики орден — «Трудовой орден»), Александр Тихонович Бербека был награждён этим орденом № 1.
В 1936 году А.Т. Бербеку арестовали, в 1939 — расстреляли.

Василий Николаевич Хиони. В архивном личном деле всего три страницы: осудили, приговорили и расстреляли. Никаких подробностей.

Вот забавная история.
Испытатель парашютов одессит Леонид Минов в 1929 году был участником секретной миссии в Нью-Йорке: испытывал парашют конструкции Глеба Котельникова, пошитый из китайского шёлка. Когда Минов ехал назад в Москву, то остановился в Одессе, а комсомолец Зворыгин из одесского аэроклуба штопаный парашют у него утащил и совершил ночью прыжок. Это был первый прыжок с парашютом на территории Украины. За то Зворыгин сначала получил 7 суток ареста, а потом — поощрение.

эвакуация заводабоевой путь заводаВо время Великой Отечественной войны завод эвакуировали на Кавказ — отступали с войсками аж до Беслана. Позже восстановили историю этих трагических лет — как работали, как недоедали, как умирали....
В мирные годы сотрудники-ветераны продолжали трудиться на заводе, ставшем вторым домом.

Послевоенные годы запомнились возрождением завода, становлением авиаремонтного предприятия нового типа.

В 60-е годы ХХ столетия предприятие вышло на уровень современных требований, успешно освоив ремонт реактивной техники, твёрдо заняв передовые позиции в системе ремонтных предприятий ВВС страны. Постоянно продолжалась реконструкция производственной базы, строительство новых объектов, освоение ремонта новых образцов техники.

В музее тщательно сберегают память о всех кадровых сотрудниках прошлых лет.

Развитие завода в 20 веке

Например, Павел Николаевич Розов (информация по центру стенда). Полковник Розов. На Ришельевской улице установлена мемориальная доска на доме, где он жил. П.Н. Розов был удостоен ордена Ленина за освоение полного цикла ремонта первой реактивной техники в Советском Союзе.

Кадровые сотрудники завода

 

Кавалеры ордена Артур Анатраорден Артур Анатра

За выдающиеся заслуги, за огромный трудовой вклад в развитие государственного предприятия "Одесский авиационный завод" некоторые сотрудники награждены орденом "Артур Анатра", прошедшим сертификацию в Национальном банке Украины.

После начала перестройки количество заказов стало сокращаться, завод постепенно приходил в упадок, но изо всех сил старался держаться на плаву.

Сейчас положение выправляется: завод не только по-прежнему занимется ремонтом двигателей, но и изготавливает самолёты для малой авиации, производит обучение, переучивание, восстановление лётных навыков лётного состава.

Как говорит генеральный директор государственного предприятия «Одесский авиационный завод» Виталий Владимирович Юхачёв (заслуженный машиностроитель, кандидат технических наук): «Мы живём, мы работаем, нас знают — и в этом есть заслуга каждого».

 

 

Газеты о заводе

В залах музея:

вид на диараму

 

вид на окна

 

общий вид

 

Забытая Одесская школа военных лётчиков >>>>>

 

Есть что сказать?
Не молчи! Комментируй:

Надежда Петровна 2022-05-25 19:01:47
Спасибо за статью об очень интересном одесском музее, о котором, кстати, мало кто знает. К сожалению, не указана дата основания музея.

[Ответить]
↑ 0 ↓
Артём 2021-02-24 20:15:20
Интересная экспозиция.Особо впечатлила диорама. Толька справа изображена не турецкая крепость,которая по времени с Одессой не соотносится, а Пороховая башня карантина.

[Ответить]
↑ 0 ↓
Михаил 2020-08-05 22:28:00
Сапмое интересное в том что Арцеулов прятался от коммунистов и в открытую учил летать "пацанов" что бы испытывать у коммунистов самолёт ИЛ-400. Тошнит когда врут и до рвоты если кому то в угоду!

[Ответить]
↑ -2 ↓
александр 2020-04-07 22:54:35
Музей ШИКАРНЫЙ! Занимаюсь историей авиации в Сибири,есть вопросы связанные с жителем Одессы. Если не затруднит на мою почту airtrek24@inbox.ru написать Вашу почту, я опишу ситуацию.С уважением..Александр Красноярск

[Ответить]
↑ -1 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий

Ваше имя:

RSS
Комментарий:

Powered by CommentIt 5 Ajax

 

 

как написать книгу по истории своей семьи

Улицы Одессы (старые и новые названия)

Памятники, скульптуры, фонтаны Одессы

Музеи Одессы

Парки Одессы

Мосты Одессы

Церкви, костёлы, синагоги Одессы

Горы Одессы

Copyright © Одесский портал . Одесса.
Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только при условии установки прямой ссылки на сайт http://odportal.com.ua
(текст, кнопка или баннер)

Написать - portalodessa@gmail.com

Музей Одесского авиационного завода

разделительная полоса

Одесский портал — Виртуальная реальность Одессы — практически всё о городе...
Практически всё? Конечно, знать практически всё невозможно.
Однако добавляя понемногу каждый день информацию, можно получить очень интересный интернет-ресурс,
где будет информация о новых и старых названиях улиц, о новых и старых памятниках,
где каждый может найти легенды Одессы, рассказы о невероятных событиях и вполне официальные сведения...
Вы хотите разместить свою информацию? Нет проблем!
Если информация некоммерческая — бесплатно, если информационная авторская статья — можем обсуждать варианты и способы оплаты.
Есть предложения о сотрудничестве? Пишите, звоните, заходите...

Одесские лиманы

Районы Одесской области

Достопримечательности Одесской области