Куприн и Одесса — несколько фактов
Куприн Александр Иванович (1870-1938) — известный прозаик, несколько лет проживший в Одессе.
Его произведения не потеряли своей актуальности и сегодня. Читающая публика, как и сто лет назад, с интересом листает его произведения, часть из которых экранизирована.
«Гранатовый браслет», «Юнкера», «Молох», «Листригоны», «В цирке», «Олеся», «Поединок», «Жанета», пресловутая «Яма», «Гамбринус»...
Вот о «Гамбринусе» хочется сказать чуть больше. Небольшой рассказ этот стал чрезвычайно популярен, и каждый приезжий до сих пор рвётся в «Гамбринус».
Кабачок давно сменил уже своё местоположение, нет, конечно, и Сашки-музыканта, да оформление зала значительно изменилось...
Однако притягивает название — «Гамбринус», как слово, родственное Алым парусам, Зурбагану, где можно встретить морского волка, побывавшего в ревущих сороковых, если повезёт — Бегущую по волнам...
Отдыхая с семьёй в Балаклаве в 1905 году, Куприн знакомится с Петром Петровичем Шмидтом, который спустя месяц после знакомства оказался во главе восстания на крейсере «Очаков».
Вмешавшись в происходящее (помог спастись от жандармов группе матросов — рассказ «Гусеница») и став свидетелем жестокой расправы над восставшими, Куприн опубликовал заметку в петербургской газете «Новая жизнь», за что был выслан из Севастополя.
В Одессе А.И. Куприн бывал неоднократно. Много времени проводил в прогулках по городу, знакомился с разными людьми — рыбаками, артистами, писателями... Известен случай, когда Куприн, пользуясь знакомством с начальником пожарной охраны, помогал тушить всю ночь пожар в доме на Екатериниской.
Знакомство с И.А. Буниным помогло начать публиковать свои рассказы в местной прессе, а с кумиром Одессы — Сергеем Уточкиным — писатель поднимался на воздушном шаре...
После окончания Гражданской войны А.И. Куприн покинул Россию, но тоска по Родине заставила вернуться.
В Одессе именем писателя назван переулок, а на доме № 2 по ул. Маразлиевской (здесь был написан «Гранатовый браслет») установлена памятная доска с горельефом писателя — фото вверху страницы.
Внимательно изучая фасад дома по ул. Маразлиевской, 54, обратите внимание на барельеф — девушка с петлёй на шее. Почему?
Существует легенда, что давным-давно на месте этого дома находилось другое здание, где содержались под стражей красивые девушки, украденные из семей, предназначенные для продажи в турецкие гаремы. Девушек по катакомбам переправляли на берег моря, и на кораблях доставляли в Турцию.
Одна из девушек благородного происхождения повесилась. В конце-концов банда торговцев живым товарам была раскрыта, контрабандисты понесли наказание. В память об этих девушках и появился этот барельеф на новом особняке, построенном в начале ХХ-го века на руинах старого дома.
Реальность же такова. Этот маскарон (маскарон — украшение здания в форме головы человека или животного анфас) не что иное, как голова Медузы горгоны, чудовища с женским лицом и змеями вместо волос, чей взгляд обращал человека в камень. Этот "фирменный знак" архитектора Моисея Линецкого встречается и на других его постройках (улица Конная, 4; Старопортофранковской, 97
).
В этом доме напротив "Пассажа" на углу Дерибасовской и Преображенской в подвальчике находился воспетый писателем "Гамбринус" (вход с "Преображенской"). Подвальчик сохранился до сих пор, но служит совершенно иным целям.
Есть что сказать?
Не молчи! Комментируй: