Одесский портал - Виртуальная реальность Одессы. Практически всё о городе.
Главная :: Вы едете в Одессу?! :: Карта Одессы :: Прогулки по Одессе :: Одесская рапсодия :: Улицы Одессы :: Памятники Одессы :: Одесская кухня ::


ГДЕ ПОБЫВАТЬ?
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ?

Улицы Одессы

Памяттники и скульптуры Одессы

Музеи Одессы

Театры Одессы

Культовые сооружения различных конфессий

Достопримечательности  Одессы

Пляжи Одессы

Зоопарк, дельфинарий, ипподром в Одессе

Базары Одессы

Горы Одессы

Парки Одессы

Мосты и мостики Одессы

Кладбища Одессы действующие, разрушенные и неучтённые

Районы Одессы

Один день в Одессе - успеть всё посмотреть

 

Забытая Одесская школа военных лётчиков

Недавно мне удалось ознакомиться с литературно-публицистическим изданием очерков истории ведущего авиационно-ремонтного предприятия Министерства обороны Украины «ОДЕСАВИАРЕМСЕРВИС» (Полет сквозь столетие/Очерки истории завода. – Харьков: Майдан, 2005. – 224 с.).
Книга знакомит с богатейшей историей предприятия, начало которой, как и украинского самолетостроения, положено мастерскими одесского предпринимателя и банкира Артура Антоновича Анатра, когда 14 (27) апреля 1911 года в мастерских «Завода аэропланов Анатра» был построен первый самолет «Фарман-IU». Этим днем признано начало отсчета уже почти 100-летней истории предприятия.
Мой интерес к книге объясняется также и тем, что мой отец Роман Алексеевич Шувалов (1911 – 2002) – известный одесский краевед, в 1999 году опубликовал результаты своих исследований «ЗАБЫТАЯ ОДЕССКАЯ ШКОЛА ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ» о событиях первой половины прошлого века в истории современного предприятия «ОДЕСАВИАРЕМСЕРВИС». Полагаю, что эти факты из героической истории предприятия и Одессы будут интересны читателям и сегодня.
Мой отец посвятил изучению истории Одессы более четверти века. Коренной одессит, учился вместе с Николаем Гефтом (впоследствии легендарный советский разведчик) в Одесской школе семилетке № 3 (Мариинская гимназия). В июле 1941 года, когда началась война, защитил дипломный проект и окончил Одесский институт связи. Участник обороны Одессы. Здесь был ранен. После госпиталя всю войну – на фронте в действующей армии. Воевать закончил в 1945 году в г.Праге инженер-капитаном, начальником связи 161 стрелковой дивизии IU Украинского фронта. После службы в армии работал технологом, начальником отдела, главным инженером на одесских предприятиях электронной и радиотехнической промышленности: завод радиодеталей («Эпсилон») и завод «Нептун».
Увлекся краеведческой работой, связанной с историей Одессы, жизнью и творчеством знаменитых наших земляков, историей казаков-запорожцев первопоселенцев нашего края и, в особенности, их уникальным камнерезным искусством – изготовлением надмогильных каменных крестов.
Особое место в изысканиях моего отца занимало определение имен и мест захоронения защитников и освободителей Одессы. Сначала по собственной инициативе, а затем по направлению Одесского общества охраны памятников истории и культуры он работал в архивах МО в Подольске, ВМФ в Гатчине и военно-медицинских документов в Санкт-Петербурге, Госархиве Одесской области. Участвовал в работе по составлению «Книги памяти». Отцом установлено свыше 3100 имен погибших воинов и определены места их погребения на кладбищах г. Одессы и в близлежащих населенных пунктах, за что в 1998 году он был награжден орденом «За мужнiсть 3 ст.».
Результаты исследований Р.А.Шувалова отражены в около 200 публикациях в одесских и других газетах, в сборниках и 4 монографиях. По решению нашей семьи все материалы исследований отца переданы в Государственный архив Одесской области, где можно с ними ознакомиться.
Посетителям Одесского портала предлагается статья Р.А.Шувалова, аутентичная ее электронному виду, который я сохранил с 1999 года, когда помогал отцу оформить публикацию.
Андрей ШУВАЛОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Об Одесской военно-авиационной школе (ОВАШ) мне, в соавторстве с В.П.Нетребским, уже довелось писать 10.02.99 на страницах газеты «Юг». Публикация была замечена читателями, что побудило меня провести нечто вроде мини опроса десятка человек.
Я задавал три вопроса:
где размещалась школа, где был ее аэродром и скольким ее выпускникам было в дальнейшем присвоено звание Героя Советского Союза (ГСС)? На первый вопрос все без исключения отвечали неправильно и называли здание спецшколы на Петропавловской (Ленинградской) улице; на второй -–большинство уверенно указывали правильный адрес в районе поселка Ульяновка в конце трамвайного маршрута №13, меньшинство затруднялось с ответом. Число ГСС называли в пределах 4 – 10 человек, что во много раз меньше действительного числа – 118. Такая путаница в ответах заставила меня начать поиск по сбору сведений по истории ОВАШ и ее знаменитых выпускниках.

С первых шагов меня ждало разочарование. В краеведческом музее, в архивах Государственном областном и Южного Оперативного Командования (ЮОК) и в музее последнего нужные фонды отсутствуют, причем в музее ЮОК совершенно неубедительно ответили, что хранение подобных материалов не входит в задачи музея. Что касается архива МО Российской Федерации в Подольске, где интересующие меня материалы хранятся обязательно, то работа в нем при современных экономических условиях весьма проблематична. Остается один доступный и надежный источник – двухтомник «Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь», изданный в 1987 – 1988 гг. Легко сказать «доступный и надежный», когда в нем предстоял долгий и кропотливый поиск.

Нужно было просмотреть около 12 тысяч биографических записей о ГСС, помещенных на без малого 1800 страницах двух большеформатных томов. Из выявленных 2,3 тысячи пилотов, штурманов, техников и инженеров авиации выделяем 116 человек, окончивших ОВАШ и 115, у которых в биографической справке место обучения не уточнялось. После дополнительного анализа рекомендованных литературных источников, среди 115 «неизвестных» выявились еще два одесских курсанта, таким образом, число ГСС, окончивших ОВАШ, возросло до 118 человек.

Если по послеоктябрьскому периоду истории школы, кроме списков ГСС, других подробных сведений пока найти не удалось, то по дореволюционному периоду они представлены достаточно подробно. Первые шаги школы летчиков тесно связаны с возникновением Одесского аэроклуба (ОАК) и авиазавода одесского банкира и предпринимателя Артура Антоновича Анатра. Днем рождения ОАК можно считать 11.03.1908 – день его первого учредительного собрания. Первоначально клуб занимался популяризацией полетов на воздушных шарах. Но уже в 1910г. клуб организовал первый в России полет на аэроплане. Авиатор М.Н.Ефимов 8.03.1910 пять раз с беговой дорожки ипподрома подымался в воздух и по несколько раз облетал его по кругу.

Под впечатлением удачных полетов президент клуба А.А.Анатра приобрел один аппарат типа «Блерио». Это дало возможность 15.07.1910 открыть Военно-Авиационные классы – предшественник будущей авиашколы. Наличие только одного аппарата, неизбежные его поломки и неблагоприятные метеорологические условия не дали возможность в 1910 году пройти весь намеченный курс. В первой половине 1911 грда занятия в школе ОАК не были еще правильно поставлены. Два учебных аппарата были просто предоставлены в распоряжение нескольких офицеров местного гарнизона. По неопытности учеников и отсутствия опытного руководителя большинство полетов оканчивались поломками.

10.05.1911 комитет ОАК постановил открыть действие школы, взимать с частных учеников 600 руб. за полный курс, офицеров обучать бесплатно. «Этим постановлением комитета было положено основание авиационной школы ОАК» (Отчет ОАК за 1911г.). Правильные занятия начались 1.08.1911. В качестве инструктора был приглашен опытный пилот В.Н.Хиони и механик А.К.Михалкевич. До конца года не было ни одного несчастного случая, ни одной серьезной поломки аэроплана. Школу окончили 7 человек, в том числе 5 человек офицеров.

Следующий 1912г. был переломным в истории Одесской школы пилотов. 21.01.1912 А.А.Анатра за 2465 руб. 28 коп. приобрел у мещанина Я.Ю.Зворина пустопорожнюю землю во второй части Дальницкого полицейского участка площадью 6163 кв. м (ГАОО, ф. – 36, оп. 1, д. 41430). Уже в середине февраля, здесь на краю Стрельбищного поля закипела работа.
За три месяца было построено: 4 огромных ангара, здание для членов ОАК и учеников школы, рядом с ним – вышка высотой 17 м, в глубине участка – небольшое здание для служащих при школе. Постройка обошлась в 25 тыс. руб. Осталось много места для постройки будущих зданий.
День освящения новых помещений – 20.05.12 становится днем официального открытия школы на новом месте. Через несколько дней, за заслуги на поприще воздухоплавания президент ОАК А.А.Анатра был награжден орденом Св. Владимира 4 степени. С 9 по 12 августа 1912г. два самолета ОАК приняли участие в военных маневрах Одесского Военного Округа. Успешные действия авиации на учениях побудили военное ведомство заказать школе 5 аппаратов. В 1912г. в школе обучалось 23 ученика, из которых ее закончили 13 человек, в том числе 6 офицеров.

В первой половине 1914г. 23 рабочих завода собирали 5 машин в месяц. Начавшаяся Первая мировая война заставила непрерывно расширять производство. Школа была передана военному ведомству. В 1916г. в ней насчитывалось свыше 150 курсантов, обучаемых на трех отделениях под руководством главного инструктора В.Н.Хиони, инструктора К.Л.Маковецкого и пилота авиатора капитана Г.М.Грекова.

По ходатайству предприимчивого владельца завода А.А.Анатра Городская Дума в начале сентября 1915г. постановила безвозмездно передать ему полосу земли для сооружения подъездного рельсового пути от линии электрического трамвая №29 по Больше-фонтанской дороге до принадлежащего ему завода аэропланов. Этот путь предназначался для доставки на товарную станцию громоздких ящиков с разобранными самолетами, а также для бесплатного провоза рабочих на завод и обратно. Построенная трамвайная линия под №13 существует и в настоящее время.

В 1916г. на заводе Анатры уже 1,5 тыс. рабочих собирали 50 аппаратов в месяц, а в 1917г. 2,5 тыс. рабочих выпускали 80 машин, в том числе на филиале в Симферополе собирали 20 в месяц. С начала гражданской войны, при частой смене власти в Одессе, авиашкола на целых 11 лет перестала существовать. Несколько позже перестал существовать и авиационный завод.
В местных газетах иногда появлялись скупые сведения о работе завода. Перед захватом Одессы 14.03.1918 кайзеровскими войсками, рабочие завода уничтожили готовые к отправке самолеты, всячески мешали наладить производство. Об этом свидетельствует газета «Одесские новости» несколькими строками 4.07.1918: «По приговору военно-полевого суда расстрелян по подозрению (?) в поджоге аэропланов рабочий завода «Анатра» Павлов».

После освобождения Одессы Красной Армией 8.02.1920 авиазавод возобновил производство. Однако отсутствие квалифицированных кадров конструкторов – исследователей, оторванность от московских аэродинамических испытательных лабораторий тормозили дальнейшее развитие авиазавода. Последним самолетом, выпущенным в Одессе летом 1924г., был «Конек – Горбунок» конструкции В. Хиони.

С начала Гражданской войны военные учебные заведения среднего звена, в основном, прекратили свое существование. Необходимые для фронта командные кадры готовились непосредственно в воинских частях на краткосрочных курсах. После Гражданской войны, в постановлении Совета Труда и Обороны от 19.01.1921 были определены задачи по перестройке военно-учебных заведений применительно к мирным условиям. Началось создание средних военных школ, завершившееся главным образом в период военной реформы 1924 – 1925гг. Был установлен тип школ с трех – четырех годичным сроком обучения.

Справочники «Вся Одесса» за 1923 и 1924гг. приводят адреса военно-учебных заведений в нашем городе: Артиллерийской школы (бывшее Сергиевское училище), 94-х Пехотных командных курсов (бывший Кадетский корпус), 13-ой Пехотной командной школы (бывшее Военное пехотное училище). Военная авиационная школа в Одессе в эти годы отсутствовала.
В дальнейшем, сведения о военных учебных заведениях в справочниках не печатались. В 1928г. в РККА («Советск. воен. энциклопедия», т.8, стр. 520) имелось 48 школ сухопутных войск и 8 школ военно-воздушных сил. Известно, что Одесская авиашкола до присвоения ей имени Полины Осипенко числилась под номером 8 (в порядке очередности их создания).

Первое упоминание об Одесской авиашколе появилось в совершенно неожиданном источнике – картотеке историко-просветительского общества «Одесский мемориал». Карточка на Стецюру Николая Антоновича сообщает, что он родился в 1902г. и жил в с. Дмитровка (Одесса), работал в школе Одесских пилотов, рабочий, арестован 22.08.1929 по обвинению за соучастие в контрреволюционной троцкистской организации и через 4 дня (!) дело было прекращено за недосказанностью обвинения.

Сопоставляя собранные сведения, можно сказать, что Одесская авиашкола начала свое существование на стыке 1928 и 1929гг. Действительно, пересмотрев подшивку «Известия Одесского окружкома …» за весь 1928г. и не найдя нужного сообщения, обнаруживаем его в газете за 17.03.1929. Здесь, во всю ширину полосы – поздравление от партийных и советских органов с первым днем начала учебы в Одесской школе военных пилотов. Здесь же – небольшая деловая статья за подписью Антошина (в дальнейшем узнаем, что И.П.Антошин – первый начальник школы).

Так, по крупицам собирая сведения из разных источников, восстанавливаем историю советского периода Одесской авиашколы. Из двухтомника «Герои Советского Союза» узнаем, что после войны в Одессе поселились только три Героя – выпускники школы: генерал-майор С.А.Карнач, полковник Е.А.Мелах и генерал-полковник Б.А.Сиднев. Но они, увы, покинули наш мир живущих.

Удалось встретить Валентину Эдуардовну, вдову бывшего старшего метеоролога школы Павла Ивановича Костенко. Она вспоминает, что накануне войны в 1940г. школа пилотов была переведена из пограничной зоны в г. Конотоп.
Здесь она была недолго, в июне 1941г., школу эвакуировали в далекий, по тому времени, тыл в г. Грозный, где штаб расположился на улице Тойханова, а летчики и учебный аэродром – в 50 км от города в станице и железнодорожной станции Слепцовской. Приближение фронта к Северному Кавказу заставило школу, через Баку и Красноводск, снова передислоцироваться в Среднюю Азию. Валентина Эдуардовна с семьей из Грозного дальше не поехала, так как после направления ее мужа в действующую армию, она фактически потеряла связь со школой. В Одессе она хорошо помнит 6 домов, где жили семьи начальствующего и инструкторского состава. Эти дома находились вблизи современного проспекта Маршала Жукова. Из них сохранился только один – у трамвайных путей. Валентина Эдуардовна называет фамилию Кутасина, начальника школы в 1934 – 1940гг.; кто был начальником до и после этих годов она не знает. Называет две фамилии метеорологов, сослуживцев ее мужа – Хайрулин и Шубинский, помнит фамилии некоторых бывших курсантов. Вот, пожалуй, и все. Иначе и не могло быть, ведь семьи офицеров ходили в школу только на вечерние киносеансы.

Удалось в безбрежном газетном море обнаружить две статьи о жизни Одесской школы пилотов. Первая из них – в «Большевистском знамени» за 27.01.1940. Автор ее батальонный комиссар Ф. Ахмед – Бородкин называет имена отличников боевой и политической подготовки, из которых пятерым в будущем будут присвоены звания ГСС. Комиссар пишет, что за школой уже не один год закреплено переходящее Красное Знамя ЦК ЛКСМУ и Военного Совета округа.

Автор второй статьи Г.Бурд в газете «Комсомольська Іскра» за 1.02.1975 дает больше фактического материала. В ней приведены фамилии начальников школы в разное время: комбриг Сорокин, Иван Панфилович Антошин, полковники Кутасин и Мительман (умер в 1942г.). Сообщаются фамилии некоторых инструкторов – Иосиф Хотелов, Николай Герасимов, Петр Неделин, Павел Короткин, Арсений Шевчук. В заключении названы 15 ГСС, бывших курсантов школы. После детальной перепроверки этого оказалось, что из них только 9 окончили школу в Одессе. Такой вывод в некоторой степени поколебал уверенность в точности сведений статьи Г. Бурда.

Одесская школа пилотов с перерывом действовала с 1911 по 1944гг. (последняя зафиксированная дата окончания ее Щукиным Львом Кирилловичем в эвакуации). Мемориальная доска со списком 118-ти ГСС ее выпускников, установленная на здании бывшей Одесской военной авиационной школы пилотов будет лучшим ее памятником. В музее Южного Оперативного командования должен быть создан постоянный показ стендов, отражающих историю и подвигов ее славных сынов.

Роман ШУВАЛОВ, 1999г.

P.S. И совсем недавно в газете “Голос України” (№ 187 (4687) от 06.10.2009, с. 20) в статье “Автор першого повітряного тарана” Александра Юркова и Евгений Цымбалюк рассказали о военном летчике Иване Иванове – Герое Советского Союза, окончившем Одесскую школу военных летчиков и совершившем первый воздушный таран во время Великой Отечественной войны через 25 минут после ее начала.

Работники Одесского завода радиодеталей на первомайской демонстрации
Фото из архива. Работники Одесского завода радиодеталей на первомайской демонстрации, г. Одесса, 1953 г.
Глауберман, Шувалов Р.А., Гольденберг, Солодовский, Кругликова, Гринштейн, Кантерович (слева направо).

 

Перейти на страницу музея Одесского авиационного завода Музей Одесского авиационного завода >>>>>

Вернуться на тематическую страницу
Музеи Одессы >>>>>

 

Есть что сказать?
Не молчи! Комментируй:

Эдуард 2019-05-24 21:48:03
ОВАШ закончил в 1941 году летчик Исаак-Израиль Тарасович Капилевич (1923-1942) родился в городе Дубровно Витебской области в еврейской семье. В 1938 году был призван в армию. Лётчик Капилевич служил в 1 авиационной эскадрилье 523 авиационного полка 234 авиационной дивизии. Воевал на Ленинградском фронте, совершил 104 боевых вылета, лично сбил 2 самолёта противника и два в группе. 8 июля 1942 года при бомбометании населённого пункта Жеребеевка лейтенант Капилевич был сбит вражеской зениткой. Он направил горящий самолёт на автоколонну противника. Представлен к званию Героя Советского Союза, награжден орденом Ленина посмертно.
---
Если вам известно что-то ещё о летчике Капилевиче , просьба сообщить информацию

[Ответить]
↑ 0 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий

Ваше имя:

RSS
Комментарий:

Powered by CommentIt 5 Ajax

 
как написать книгу по истории своей семьи

Улицы Одессы (старые и новые названия)

Памятники, скульптуры, фонтаны Одессы

Музеи Одессы

Парки Одессы

Мосты Одессы

Церкви, костёлы, синагоги Одессы

Горы Одессы

Copyright © Одесский портал . Одесса.
Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только при условии установки прямой ссылки на сайт http://odportal.com.ua
(текст, кнопка или баннер)

Написать - portalodessa@gmail.com

Забытая Одесская школа военных лётчиков

разделительная полоса

Одесский портал — Виртуальная реальность Одессы — практически всё о городе...
Практически всё? Конечно, знать практически всё невозможно.
Однако добавляя понемногу каждый день информацию, можно получить очень интересный интернет-ресурс,
где будет информация о новых и старых названиях улиц, о новых и старых памятниках,
где каждый может найти легенды Одессы, рассказы о невероятных событиях и вполне официальные сведения...
Вы хотите разместить свою информацию? Нет проблем!
Если информация некоммерческая — бесплатно, если информационная авторская статья — можем обсуждать варианты и способы оплаты.
Есть предложения о сотрудничестве? Пишите, звоните, заходите...

Одесские лиманы

Районы Одесской области

Достопримечательности Одесской области