Водопроводная улица (в разные годы — улица Подпольной иностранной коллегии, улица Петренко, улица имени ХХ-летия пожарной охраны
)
Историческая справка
Своё название Водопроводная улица получила в 1873 году, когда был открыт водовод Днестр — Одесса.
Водопроводная улица тянется от Пантелеймоновской улицы (пересекает Итальянский бульвар и Новощепной ряд) до улицы Бассейная, где у железнодорожного путепровода переходит в Люстдорфскую дорогу.
Достопримечательности
По нечётной стороне улицы, ближе к железнодорожному вокзалу, находится Старосенной сквер.
По чётной — на углу с Новощепным рядом — построено современное здание автостанции «Привоз».
Далее — старейшее в Одессе трамвайное депо, действующее до сих пор с 1898 года. Здания построены по проекту архитектора А.Б. Минкуса.
На территории депо открыт музей (расписание работы и адреса всех музеев Одессы), рядом со зданием администрации депо — памятник воинам, работникам трамвайно-троллейбусного управления, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Чуть дальше — Ватманский переулок, примечательный тем, что многие приезжие не понимают, что за странное название. Дело в том, что ватманами в Одессе издавна называли водителей трамваев (в первые годы — конки).
Первый переулок по чётной стороне Водопроводной улицы — 1-й Водопроводный переулок, знаменитый тем, что на стене одного старого здания сохранилась дореволюционная мозаичная реклама.
Дом № 8 ранее принадлежал господину Гарину, отцу писателя Николая Георгиевича Гарина-Михайловского (вы, конечно, читали его автобиографическую тетралогию: "Детство Темы", "Гимназисты", "Студенты", "Инженеры") .
2-й и 3-й Водопроводные переулки ограничивают территорию когда-то знаменитого завода "Стальканат".
Дом № 16. Сталепрокатный завод. Старинное здание постройки 1913 года проектировал архитектор Х.Г. Бейтельсбахер. Новый (административный) корпус построен в 1953 году (архитектор Л. Белкина).
На этом здании — мемориальная доска М.Ф. Глушко, работавшему на этом заводе.
На территории завода — памятник работникам сталепрокатного завода, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Напротив завода — гора «Чумка» (подробнее — все горы Одессы) — рукотворный памятник жертвам эпидемии чумы 1812 года.
Далее по нечетной стороне улицы когда-то было первое еврейской кладбище города (основано в 1792 году, снесено в 30-е годы ХХ-го века). О кладбище напоминают лишь остатки элементов входа на территорию. ( Все кладбища Одессы ).
Дом № 15. Водонасосная станция (1892 года постройки) — резервуар «Чумка» — расположена по обеим сторонам улицы. Здесь находится запас воды для города.
Красивый ансамбль зданий станции построен по проекту архитекторов Л. Влодека и С. Ландесмана.
Особняк директора концессии первого одесского водопровода Вильгельма Швабена.
На чётной стороне улицы — запасной (дополнительный) бассейн: два резервуара из пяти. Между ними - техническое здание.
Возле арки у входа на эту территорию, был оборудован бесплатный источник питьевой водой —е вода текла из пастей двух львов, которых позже заменили ракушками. Ныне - всё разбито.
У этого железнодорожного переезда (фото ниже)заканчивается улица Водопроводная и начинается Люстдорфская дорога
Есть что сказать?
Не молчи! Комментируй:
|