Необычная историческая реликвия — на деревянном лафете стоит старинная чугунная пушка, снятая с затонувшего в 1854 году у берегов Одессы английского парового фрегата "Тигр", входившего в состав англо-французской эскадры — как память о героической обороне Одессы во время Крымской войны.
Как известно, в один из дней Крымской войны (10 апреля 1854 года) 9 вражеских фрегатов обрушили огонь на батарею № 6, расположенную на Практическом молу.
Дело было так. В половине седьмого утра девять пароходов англо-французской эскадры начали обстрел береговых батарей и города. Одесские батареи не могли достойно ответить врагу — их ядра не долетали до цели.
В настоящий бой ввязалась лишь левофланговая четырёхорудийная батарея № 6 под командованием прапорщика Александра Щёголева.
В течении шести часов она отбивала атаку кораблей, стрелявших в общей сложности из 300 пушек. Стоявшие вблизи батареи суда были объяты пламенем, горела деревянная обшивка земляных укреплений, орудия были подбиты, огонь подбирался к пороховому складу... Щёголев и оставшиеся в живых солдаты покинули поле боя только когда их батарея была полностью уничтожена.
Во время боя два французских фрегата ("Вобан" и"Сампсон") получили серьёзные повреждения.
Совпадение дат: 10 апреля 1944 года — День освобождения Одессы от фашистов.
Англо-французская эскадра не смогла, как планировалось, высадить десант на побережье Одессы, но оставила на внешнем рейде несколько кораблей для блокады города с моря. 30 апреля один из кораблей — английский "Тигр" — затонул в районе 10-й станции Большого Фонтана, наскочив на мель и будучи обстрелян береговой артиллерией. Команда сдалась в плен.
Прошло немного времени, и в 1904 году на месте гибели фрегата развернулись водолазные работы. Проводили их одесский мещанин (в прошлом — котельщик) Степан Мирошников и крестьянин Гавриил Истратов (бывший профессиональны водолаз). Они планировали поднять со дна различные механизмы и части паровой машины. Однако достать что-либо кроме палубной обшивки и большого количества ядер им было затруднительно: пароходо-фрегат залегал на глубине девяти с половиной метров, значительно ушёл в подстилающий песчаный грунт. К слову, длина «Тигра» достигала 63,9 м, а расчистили всего 10,4 м палубы.
Провал предприятия обеспечивался ещё и тем, что в 1854 году команда русских моряков смогла (иногда и под обстрелом неприятельских кораблей) разобрать и вывезти на берег весьма громоздкую паровую машину фрегата. Впоследствии она была установлена на русской представительской яхте, состоявшей при Главном командире Черноморского флота. Этой яхте было присвоено имя «Тигр».
Единственным положительным результатом незадавшейся экспедиции было стало то, что одно из поднятых ядер, подходивших по калибру пушке с борта английского пароходо-фрегата «Тигр», положили у сооружавшегося в это время памятника - трофейной пушки.
Говорят, что водолазы достали со дна две пушки, которые планировалось установить на двух противоположных концах бульвара. Одну из них вы видите на фотографии, другая, стоявшая в районе Колоннады рядом с дворцом Воронцова, таинственно исчезла ещё до революции...
Для любителей погружений, возможно, окажется интересной такая информация:
За прошедшие годы остатки фрегата «Тигр» полностью занесены песком (очевино, 2-3 метра). Находятся они южнее границы пляжа «Аркадия» на глубине около 10 метров в точке с координатами 46град.25/.37 град.сев.широты; 30град.46/.45 вост.долготы
. |